Поиск по сайту
Материалы сайта
Трансляции из Ашрама
Беседы Бхагавана
Радио. Бхаджаны
Цветы добродетелей
Предайтесь Мне
Речи ораторов
Наши сердца
Вдохновение Саи
Из журнала "Бал Викас"
Из "Санатана Саратхи"
Фотоальбомы
Полезные ссылки
Ваше мнение
Познайте себя
Чеки Бхагавана
"What has to be gained is not money, but virtue ". Baba "Нужно стремиться к умножению добродетелей, а не денег". Баба ОмШриСаиРам.Ру
Незабываемое
Фотокомпозиции
Видеопрезентации
Скринсейверы
Ливни милости Саи
|
Беседа Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 6 апреля 1993 годаНАПРАВЬТЕ УМ К БОГУ НЕПРИВЯЗАННОСТЬ – ЭТО ЦАРСКИЙ Воплощения Божественной любви! Ограничьте свои желания Зло поселилось в сердце человека и заставило его идти по неверному пути. Это два основных аспекта: кама (желание) и кродха (гнев). Желание возвращает человека к животным проявлениям; оно превращает качества человека в качества, присущие животным. Каким бы образованным ни был человек, каким бы великим учёным он ни был, какое бы высокое положение в обществе он ни занимал, он не может контролировать свои желания. Вы сможете жить поистине человеческой жизнью только тогда, когда сможете контролировать свои желания. Избыточные желания вводят человека в заблуждение. В «Рамаяне» есть персонаж Равана. Он был очень образованным, очень богатым и могущественным. Несмотря на это, он разрушил себя. Почему это произошло? Потому что он не умел контролировать свои желания. Из-за плохих желаний он утратил силу различения и не мог понять, что является хорошим, а что – плохим. Вы должны контролировать не только желания, но и свои чувства. Вам дарованы глаза, но вам не следует использовать их как вам захочется. У вас есть уши. Это не означает, что вам нужно слушать абсолютно всё. Подобно этому вам не следует использовать ваш язык, как вам захочется. Никогда не говорите слова, которые могут ранить кого-либо. Никогда не причиняйте боль людям грубыми словами. Вы наделены могущественным умом. Он может следовать, куда пожелает. Есть ограничения для скорости ветра, но для скорости ума нет ограничений. Он размышляет о многочисленных ненужных вещах. У вас есть руки. С их помощью вам не следует совершать плохие поступки. Не смотрите на плохое, смотрите на хорошее; Вам нужно следить за тем, чтобы в ваших чувствах поселялось только хорошее. Вам не следует позволять злу проникать в вас. Ваши плохие качества появляются из-за дуссанги (общества плохих людей). Поэтому держитесь подальше от плохих людей. В противном случае под воздействием таких людей ваша жизнь пойдёт по неверному пути. Когда пыль на земле соединяется с воздухом, она поднимается вверх. У неё нет крыльев для того, чтобы летать. Эта же пыль опускается вниз, когда соединяется с водой. Для этого у неё нет ног. Но в одном случае она поднимается вверх, а в другом – опускается вниз. Почему это происходит? Это зависит от того, с чем она соединяется. Когда она соединяется с ветром, она поднимается наверх. Когда же она соединяется с водой, она опускается вниз. Природа воздуха – подниматься высоко вверх, а природа воды – течь вниз. Даже если вы станете лить воду на вершине горы, она всё равно потечёт вниз. Человек обретает хорошие или плохие качества в зависимости от того, с какими людьми он общается. Поэтому держитесь подальше от плохих людей. Контролируйте свои чувства Недостаточно того, что вы не будете общаться с плохими людьми. Предположим, вы больны диабетом. Недостаточно только принимать лекарства: вам следует так же соблюдать диету. Если вы будете принимать лекарства и следовать диете, то наступит облегчение. Поэтому недостаточно держаться в стороне от плохих людей; вам так же следует общаться с хорошими людьми. Дружите с хорошими людьми. Какие люди хорошие? А какие люди плохие? В жизни человека есть определённые ограничения. У общества есть некоторые ограничения. Основываясь на правилах общества, что можно сказать о том, кто является хорошим человеком? Тот, у кого есть три качества. Что это за качества? Дайва Прити, Папа Бхити и Санга Ниити (любовь к Богу, боязнь совершить грех и нравственность в обществе). Эти три качества возвышают человека. Если есть страх греха, то человек будет любить Бога. Если есть любовь к Богу, то человек может развить нравственность в обществе. Человек, наделённый этими тремя качествами, является настоящим человеком. Эти три качества относятся к сердцу, голове и рукам. Это развитие трёх человеческих ценностей, относящихся к сердцу, голове и рукам. Вам следует контролировать эти три аспекта. Только тогда в вас разовьются человеческие качества. Современный человек утратил человеческие качества. В чём причина такой деградации? Она заключается только в развитии желания и гневе. Равана неверно использовал своё дришти (зрение). Он смотрел на Ситу с плохими помыслами. На кого бы вы ни смотрели, у вас должны быть хорошие мысли. Ваши глаза священные. Всегда используйте их для священных целей. Ваше видение (дришти) равносильно творению (сришти). Видение может превратить мир в пепел. Оно может так же сохранять и защищать его. Поэтому верно используйте своё зрение. У вас появляются плохие мысли только потому, что у вас плохое видение. Равана разрушил себя из-за плохого видения и плохих мыслей. Хануман чувствовал, что такой злобный демон должен быть наказан. Во дворце Раваны Хануман стал обвинять демона: «Ты – бесхарактерный человек. Хотя ты богатый, могущественный и образованный, но ты не контролируешь свои чувства. С мирской точки зрения ты занимаешь высокое положение, но твои чувства являются причиной твоего нравственного падения. Поэтому ты не можешь избежать наказания». Когда Хануман говорил это, он разгневался. В гневе Равана поджёг хвост Ханумана. С помощью своего горящего хвоста Хануман сжёг всю Ланку. Пламя распространилось повсюду. Хануман сел на дерево и подумал, что Равана заслужил это наказание. Только тогда его гнев утих. После того, как Хануман перестал гневаться, он подумал: «На этой же Ланке находится мать Сита. Я не провёл различение. Я сжёг всю Ланку. Что же случится с матерью Ситой? Я пришёл сюда, думая о её благополучии. Я совершенно предал цель, ради которой Рама послал меня сюда. Всё это произошло из-за моего гнева».
Гневный человек не будет успешным ни в одном своём начинании. Так думал Хануман. Равану разрушило только его желание. У него было плохое желание, которое он не мог контролировать. Какие мысли, такой и результат У человека могут быть желания, но ему никогда не следует иметь избыточные желания. Допустим, вы испытываете жажду. Вам достаточно выпить стакан воды. Если вы находитесь в лесу и испытываете жажду и хотите выпить стакан воды, то вам следует чувствовать удовлетворение, если вы получаете стакан воды. Вам не следует желать получить в лесу прохладную воду. Как вы можете получить её в лесу? Это избыточное желание. Вся вселенная является воплощением Господа Вишну. Она является формой Бога и Кальпа Врикшей (деревом, исполняющим желания). Она выполнит все ваши желания. Поэтому у каждой мысли человека есть возможность для её осуществления. Тем не менее плохая мысль принесёт плохой результат, а хорошая – хороший результат. Приведу небольшой пример. Один человек шёл в лесу под палящими лучами солнца. Он подошёл к большому дереву и остановился, чтобы отдохнуть. Это было дерево желания, но путешественник не знал об этом. Как только он подумал, что было бы хорошо, если бы он мог выпить немного воды, он увидел горшок, наполненный прохладной водой. Выпив воды и отдохнув, он почувствовал голод и подумал, что он был бы очень счастлив, если бы смог съесть вкусную пищу и утолить голод! Его счастье и удивление возросли, когда перед ним появилось роскошное блюдо. Съев изысканную пищу, он почувствовал сонливость и подумал, как было бы хорошо, если бы здесь была мягкая кровать, на которой бы он мог хорошо поспать. В этот же момент перед ним появилась такая кровать, которую он пожелал. Когда мужчина лёг на кровать, он подумал о том, что, как было бы хорошо, если бы рядом находилась его жена, которая массировала бы ему стопы! В тот же момент рядом с ним появилась жена. Мужчина очень удивился, увидев жену, и подумал: «Моя жена живёт в деревне. Для того чтобы прийти сюда, ей понадобилось бы два дня. Как она могла появиться здесь, как только я подумал о ней? Возможно это не моя жена, а какой-то гоблин принял её форму, и он сейчас съест меня». Дерево, исполняющее желания, даёт то, что человек пожелает. Поэтому гоблин тут же появился и проглотил мужчину. Бог подобен дереву, исполняющему желания, для тех, кто нашёл в Нём прибежище. Он даёт такому человеку всё, что он попросит. Мудрые люди молят Бога только о милости, которая может дать им всё. Те, кто просят у Бога всё подряд, глупые люди. В конечном итоге они попросят у Него то, что принесёт им несчастье. Вот почему говорят, какой матхи (ум), такая и гатхи (судьба). Мораль этой истории такая: какие мысли, такой и результат. Когда путник пожелал утолить жажду, появилась вода. Разве ему не следовало удовлетвориться ею? Но он захотел кровать. Разве не должен он был удовлетвориться, когда получил кровать? Избыточные желания привели его к опасности. Поэтому вам следует контролировать свои желания. Желание и гнев – это качества, присущие животным Если в вашем сердце есть желание, вы не можете сделать что-либо хорошее, потому что желание является препятствием. Только ваше желание побуждает вас думать о том, чтобы сделать что-то плохое. Вы говорите, что у вас есть враги. Кто эти враги? Это те, что причиняют вам вред или боль. Эти враги находятся внутри вас. Гнев и желание причиняют вам вред и ранят вас, они причиняют вам боль. Ваш ум пребывает в беспокойстве из-за гнева и желания. Гнев можно контролировать тогда, когда вы ограничиваете свои желания. У человека есть желания. Они должны быть, в этом нет ничего ошибочного. Но их нужно ограничивать. Если их слишком много, вы никогда не сможете осуществить их. Вы можете набрать столько воды, сколько помещается в сосуд. В Ганге много воды. В океане огромное количество воды. Но вы можете набрать столько воды, сколько может вместить ваш сосуд. Вы не сможете набрать всю воду. Если вы хотите набрать больше воды, вы должны взять контейнер большего размера. Поэтому развивайте божественную силу. Исполнять различные мирские желания, не развивая божественную силу, противоречит природе человека. Гнев и желание – это качества, присущие животным. Поэтому вам следует держаться подальше от этих качеств. Это и есть духовность. Что вы называете духовностью? Это не только пение бхаджанов, занятие аскетическими практиками или проведение ритуалов поклонения. Нет! Вам следует избавиться от качеств, присущих животным. Гнев и желание – ваши настоящие враги. Вам нужно контролировать их. Если вы даёте им свободу, то вы не сможете избежать опасности и беспокойства. Контроль, контроль, контроль; всё нуждается в контроле. Должны быть ограничения. Об этом говориться в Ведах. Не может быть благополучия, если не будет дисциплины. Вы здоровы, когда параметры тела находятся в определённых пределах. Болезнь наступает тогда, когда показатели выходят за эти пределы. Температура тела составляет 36,6 градусов Цельсия. Это нормальная температура. Если температура поднимается до 37 градусов, вас начинает лихорадить. Подобно этому если кровяное давление составляет 120 на 80, то это совершенно нормально. Но если оно поднимается до 90, то начинаются заболевания сердца. Глаза могут видеть только при определённых ограничениях. Если вы смотрите на слишком яркий свет, то сетчатка глаза может сгореть. Для жизни человека необходимы ограничения. Жизнь человека – это общество с ограниченными полномочиями. Если вы выходите за пределы ограничений, то вы будете наказаны, и должны будете заплатить пошлину. Вам никогда не следует подвергаться никаким наказаниям. Если вы хотите достичь божественности, не подвергаясь наказанию, вам следует соблюдать ограничения. Необходимо ограничивать разговоры, видение, гуляние, думание. Всё должно ограничиваться. Но сегодня человек перешёл все пределы. Ваши желания безграничны. Веданта называет ограничение желаний вайрагьей (отречением). Отречение – это уменьшение количества желаний. Жизнь – это длинное путешествие. Уменьшите ношу своих желаний. Чем меньше багаж, тем комфортнее путешествие. Если вы несёте слишком тяжёлый груз в длинном путешествии по жизни, то это будет причинять вам беспокойства. Этот багаж составляют желания. Постепенно уменьшайте количество желаний. Когда вы уменьшите количество мирских желаний, у вас возрастёт количество духовных желаний. Сегодня человек стремится к духовности, но продолжает увеличивать количество мирских желаний. Он развивает слишком большую привязанность. Важна не привязанность. Непривязанность – это царский путь духовности. Как это проявляется в жизни? У вас есть семья, дети и дом. Выполняйте свой долг. Долг – это Бог. Работа – поклонение. Но у вас не должно быть слишком много привязанностей. Вы должны дать образование и еду своим детям и заботиться о них. Но вам не следует слишком привязываться к ним. Приведу небольшой пример. Тьяга – это йога Возьмём птиц. Мать птица заботится о птенцах и кормит их. Как долго? Пока они не научатся летать. Как только у них разовьются крылья, мать птица выгоняет их из гнезда, чтобы они могли жить своей жизнью. Но человек не такой. Он привязывается до тех пор, пока не придёт смерть. Разве это духовность? Конечно, нет! Постепенно вам следует уменьшить привязанность. Если вы будете привязаны к детям, пока не придёт смерть, когда же вы освободите себя? Делайте всё, что вы должны делать. Когда вы сделаете это, вам следует развить привязанность к Божественности. Это не мирская привязанность. Мирская привязанность должна быть только до определённой степени. Поэтому, когда человек следует ограничениям в жизни, он переживает парамананду (высшее блаженство). Из-за привязанности человек переживает много ашанти (беспокойства). Вы оставили свой дом, родителей, родственников, всех для того, чтобы издалека приехать сюда. Для чего же вам развивать здесь новые привязанности? Просто говорите привет, привет. Как дела? Пока. Но вы развиваете новые взаимоотношения. Из-за этого ваш багаж становится тяжелее. Приведу небольшой пример. Если вы держите в руках хлопок или кусок бумаги, то, когда вы отпускаете их, они поднимаются вверх. Почему это происходит? Они лёгкие, и поэтому поднимаются вверх. Если человек будет таким же лёгким, он будет продвигаться вверх по пути духовности. Но современный человек нагрузил себя тяжёлым грузом желаний, и таким образом разрушает себя. Как же он сможет обрести освобождение? Он говорит очень много, но не делает ничего из того, о чём говорит. Вам следует быть лёгкими. Вам нужно уменьшить вес. Тогда вы сможете подняться на величественные высоты. Если у вас развита слишком большая привязанность, то вы, несомненно, разрушите себя. Человек с мирскими привязанностями не является преданным. В былые времена для того чтобы избавиться от привязанности, люди обычно уходили в лес. Но нет необходимости идти в лес. Просто выполняйте свой долг. У вас есть жена и дети. Вы заботитесь о них. Уменьшите количество мирских желаний. Если вас просят о помощи, помогайте. Но не развивайте привязанность. Вы стареете, но по-прежнему у вас не развит дух жертвенности. Сегодня у человека нет тьяги (жертвенности). Тьяга – это йога. Бхога (мирские удовольствия) – это рога (болезнь). Соблюдайте ограничения в бхоге. Хорошо, если вы уменьшаете количество желаний. Осознайте ценность человеческого рождения Вы читаете священные тексты и слушаете Веданту, но, если вы не применяете на практике эти наставления, то вы только делаете из своего ума книгу. Библиотека размещается в большом здании. В ней есть сотни тысяч книг, но каждая книга посвящена одному предмету. Если человек задаст вопрос комнате библиотеки, то она не ответит. В комнате библиотеки есть множество книг, но сама комната не ответит на вопросы человека. Подобно этому вы накапливаете в своей голове различные мирские знания и превращаете свою голову в библиотечную комнату. В ней свалена всевозможная информация, но нет ответа даже на один вопрос. Почему? Причина заключается в отсутствии практики. Поэтому вам никогда не следует превращать голову в библиотечную комнату. Войдите на поле практики. Это настоящая духовность. Если вы посещаете благородных людей и слушаете тексты Веданты, но не применяете на практике то, что узнали, то эти знания не принесут вам пользу. Вы приехали из отдалённых мест, и вам не следует развивать ненужные связи, которые делают вас беспокойными. Сядьте в одиночестве и размышляйте о Господе. Экам Сатх Випрах Бахудха Ваданти (истина одна, но мудрецы называют её по-разному). Вам следует расширить своё видение; вам нужно понимать, что вселенная – это поистине форма Бога. Когда вы смотрите на ювелирные украшения, вы думаете об их названиях и формах, например, об ожерельях, браслетах, серьгах и т.д. Вы не думаете о том, что все они сделаны из золота. Подобно этому вся материя и предметы вселенной являются проявлением одной и той же божественности. Всё едино, всё является божественностью. Совершайте все действия для того, чтобы порадовать Господа. Никогда не думайте, что Бог находится в особом месте, и вы отделены от Него. Вам следует осознать единство. Только тогда божественные чувства начнут проявляться в вас. Постепенно учитесь меньше разговаривать, слушать и видеть. Очень важно меньше видеть. Если вы не можете видеть никого, то вы смотрите в бинокль. Почему? Какой вред вы можете причинить себе, если не будете смотреть? Смотрите только на то, на что нужно смотреть. Для чего вам видеть ненужные вещи? Если вы смотрите на ненужные вещи, это нехорошо. Это зависимость. Вас связывают чувства и ум. Вы изучаете Веданту, но не применяете на практике ни одно из этих наставлений. Вы - герои, когда говорите, и нули на практике. Вам следует быть героями на практике. Только тогда вы сможете обрести завершённость жизни. Жизнь человека очень священная, возвышенная, она излучает аромат добродетелей. Вы обмениваете такую ценную человеческую жизнь на уголь мирской собственности. Жизнь человека очень ценная. В этом мире нет ничего более ценного. Вы думаете, что бриллиант ценный. Но кто придаёт ценность бриллианту? Только человек! Вы говорите, что золото ценное. Кто придаёт ценность золоту? Человек! Дом с верандой и земля имеют ценность. Кто придаёт им ценность? Человек! Поэтому самую большую ценность имеет человек. Человек ценнее всех богатств мира. Богатство не так важно. Но в этом мире человек имеет самую большую ценность. Так как вы – люди, вам следует развивать человеческие ценности. Если у вас их нет, то какая радость от того, чтобы иметь всё остальное? У Дхритараштры всё было в изобилии. У него было потомство, у него были советники. Но какую пользу всё это принесло ему? Из-за плохих мыслей он переживал большие беспокойства. Вы можете быть богатыми людьми. У вас могут быть дорогие кровати и диваны с покрытиями, сделанными из шёлка. В ваших домах могут быть установлены кондиционеры. Когда вы сидите в таких домах, ваше тело чувствует прохладу, но голова горит. Почему? Потому что у вас нет покоя ума. Если нет покоя ума, то нет пользы и от кондиционера. Это неверные условия. Сделайте ваши условия верными. Контролируйте свой ум. Ум очень важен. Манах Эва Манушьянам Каранам Бандхамокшайо (ум является причиной зависимости и освобождения человека). Ум связывает человека или освобождает. Ум является ключом к привязанности и непривязанности Вот это дверь. Вы закрываете её на замок. Вставьте ключ в замок. Если вы повернёте ключ направо, замок откроется. Если вы повернёте ключ налево, замок закроется. Один и тот же ключ, один и тот же замок. Разница заключается только в том, в какую сторону вы повернёте ключ. Ваше сердце – это замок, ум – ключ. Если вы направите ум в мир, то разовьёте привязанность. Направьте ум к Богу для того, чтобы обрести непривязанность. Ум ответственен за привязанность и непривязанность. Поэтому направьте свой ум к Богу. Посмотрите на свою мать. Видьте в ней Бога. Посмотрите на своего сына, видьте в нём Бога. Посмотрите на своего мужа. Не стремитесь подчинить его только потому что он является вашим мужем (прим.: игра слов husband и bend)! Видьте Бога и в своём муже. Видьте Бога в каждом человеке. Кого бы вы ни поприветствовали, эти приветствия в конечном итоге достигают Бога. Но вам не следует развивать слишком много взаимоотношений. Свами внимательно наблюдает. Здесь собралось много пожилых людей. Они слушают беседы Свами в течение многих лет, но как только они уходят отсюда, они развивают привязанность. Количество атеистов возрастает из-за таких людей. Причина заключается в отсутствии преданности. Люди не верят этим людям, потому что они не делают то, о чём говорят. Поэтому поступайте в соответствии со своими словами! Только тогда вас будут уважать. Наполните свою жизнь божественной любовью и переживайте блаженство. Вы не сможете взять его из священных текстов. Другие люди не могут обучить вас ему. Оно появляется из Истинного Я. Это и есть самореализация. Истинное Я – это Бог. Это истинное блаженство. Не направляйте свой взгляд вовне. Обратите его внутрь. Спросите себя, поступаете ли вы верно или нет. Спросите себя: «Это правильно или нет? Ответ будет да или нет?» Тогда ваша совесть даст вам ясный ответ. Совесть приведёт вас на верный путь. Когда вы будете так поступать, повторяйте Имя Господа. Из журнала "Санатана Саратхи", май 2016 года |